Альфред Мартинович Мирек  о елецкой рояльной гармони.

 

Альфред МИРЕК (1922 - 2009) - советский и российский учёный, преподаватель, профессор истории и теории музыки, и музыкальных инструментов, основатель Музея русской гармоники.

 

Альфред Мирек. Схема возникновения и классификации основных видов гармоник
Альфред Мирек. Схема возникновения и классификации основных видов гармоник

Елецкая рояльная гармоника 

Из книги Мирека А.М. "Справочник по гармоникам",  Издательство "Музыка", Москва, 1968 г. (инд 1-9-3) стр 53-56

 

В Орловской губернии местными кустарями в 60—70-х годах XIX века стала формироваться своеобразная гармоника, получившая название «елецкой рояльной», а позднее, в народе, — «роялки». Гармоника имела клавишные клавиатуры на правой и левой стороне, причем левая была расположена с обеих сторон грифа: спереди — клавиши басов, с тыльной стороны — клавиши аккордов (что было характерно для таких инструментов). Вначале на правой стороне было одиннадцать клавиш, а на левой — четыре баса и четыре аккорда, но вскоре установился стандарт 15 X 6 X 7 и 16 X 6 X 7. Рояльные елецкие гармоники первое время были двухголосными (унисонными), а затем стали делаться двух- и трехголосными (очень редко — четырехголосными).

Конструктивные особенности 

Ременное ушко, в которое продевается большой палец правой руки, крепится на подвижной металлической планке (первое время — на железной скобе), что создает большую свободу движений правой руки. Правый и левый грифы крепятся изнутри шурупами, как и у всех подобных инструментов. Корпусных углов на этих гармониках обычно не бывает.

В стандартной диатонической елецкой рояльной гармонике в правой части корпуса внутри на деке стоит резонатор, с двух сторон которого расположены два ряда голосовых планок, третий ряд голосов находится на деревянной планке, лежащей на деке плашмя; или, наоборот, две планки лежат, а основная — на резонаторе.

Строятся они обычно в трех разных октавах: первая — в малой, вторая — в первой, третья — во второй, без разлива. Получается характерный трехоктавный унисонный звук. Планки делаются медные, голоса — латунные. Эти инструменты делались только кустарными мастерскими гармоник (а не фабриками), поэтому встречается и другая настройка: две планки — в унисон, третья — на октаву выше или ниже. Звуки левой клавиатуры этих гармоник отличаются силой и полнотой, что создается трехголосным звучанием планок, а иногда — и четырехголосным. Настраиваются они также в разных октавах. В басах прибавлялась и свистовая планка (на две октавы выше основной). Иногда эта гармоника имеет и одну минорную клавишу (ниже двух верхних мажорных).

Рояльную елецкую гармонику держат на коленях, правой рукой обхватывая гриф и продев большой палец в ременное ушко; левую руку продевают под кистевой ремень, закрепленный наглухо вдоль ребра левого грифа. На правой клавиатуре играют четырьмя пальцами, на левой — пятью (большой палец играет аккорды, расположенные на тыльной стороне грифа).


Ещё немного истории

В 50-х годах XIX века на Орловщине была хорошо известна тульская детская гармошка. По рассказам местных жителей, один крестьянин (А. П. Ильин), приехавший из села Ефремова Тульской губернии (в 50-км к северу от Ельца) и хорошо знакомый с гармонным ремеслом, занялся кустарным промыслом в Ельце. Гармони его были лучше тульских массовых, поэтому приходили к нему заказчики и из города, и из пригородных деревень. Есть и другая версия,  в которой утверждается, что также в середине 19-го века несколько деревенских мастеров, знакомых с примитивной тульской пятиклапанкой, решили усовершенствовать её по своему вкусу.

В середине 60-х годов XIX в в окрестностях Ельца появляется местная гармоника - русянка (по другим источникам - простянка), с более широкой правой клавиатурой и более длинными клавишами (обклеивались костью), чем у тульских образцов. Играть на такой гармонике стало удобнее, хотя извлекаемые звуки при смене движения меха были разные. Вначале клавишей было 5, затем стало 7. На левой стороне (аккомпанемент) клапаны располагались следующим образом: 4 спереди, 2 сбоку и 2 сзади. К концу 70 — началу 80-х годов XIX в появляется усовершенствованная модель русянки, получившая название елецкой рояльной гармоники. Правая сторона этой гармоники не отличалась от русянки, гриф и клавиатура были такой же конфигурации, но диапазон увеличился, стандарт клавиатуры установился в 11 клавиш, и звуки стали одинаковыми как на сжим, так и на разжим меха.

 Голосовая часть правой стороны имела три голоса на каждую клавишу, звучащие в унисон в трёх разных октавах.Но могло быть и по-другому: два голоса-в одной октаве(в унисон,без разлива),и один-на октаву выше или ниже. В русянке по примеру тульских образцов планки были железные (иногда использовались старые из тульских гармоник с переклепкой заново голосов), голоса — из меди, на елецкой рояльной — планки медные с латунными голосами. Позднее применялись и стальные голоса.

Левая сторона инструмента обрела те характерные очертания, которые сохранились на этой гармонике многие годы: с двух сторон выносного грифа находились клавиатуры басо-аккордового готового аккомпанемента; на внешней клавиатуре помещались басы (4 клавиши), а на клавиатуре, занимавшей другую сторону грифа, — мажорные аккорды (тоже 4). Басы и аккорды были расположены не беспорядочно, а по кварто-квинтовому кругу, что получило одобрение исполнителей. Звуки левой клавиатуры отличались силой и полнотой (это создавалось трехголосным, а иногда и четырехголосным звучанием планок). Настраивались они также в разных октавах. В басах прибавлялась и свистовая планка (двумя октавами выше основной).

На более поздней модели елецкой рояльной мастера, сохраняя внешние установившиеся формы, увеличили диапазон правой клавиатуры - "голосов" - до 16 (15) клавиш,  басов — до 6 ,  до 6 мажорных аккордов + 1 минорный ("шестипарка") На правой стороне ушко стало крепиться на подвижной металлической планке, чтобы рука могла свободно двигаться по длинному  грифу. На левой стороне кистевой ремень закреплен наглухо вдоль ребра грифа.

С начала XX столетия последовали и дальнейшие усовершенствования, расширившие музыкальные возможности инструмента. К ряду белых основных клавиш, издающих звуки мажорной гаммы, был добавлен ряд черных клавиш («полутоны»). Получилась клавиатура органно-фортепианного типа (эта гармоника получила название елецкой рояльной двухрядной). На левой стороне произошло дальнейшее расширение аккомпанемента по кварто-квинтовому кругу, причем минорных аккордов стало столько же, сколько и мажорных. Появились гармоники и с рядом септаккордов, а затем переход рядом басов стали делать второй ряд — вспомогательные басы, через терцию к основным. Обычные размеры клавиатур двухрядных хроматических елецких рояльных гармоник — 32х23, 37х39, 39х46 (количество клавиш  на правой и левой клавиатурах).
Таким образом, правая и левая клавиатуры этих гармоник прошли полностью весь путь реконструкции от простейшей до современной модели клавишного аккордеона и по праву могут считаться его предшественникам. Этот инструмент был создан совершенно независимо от аналогичных в то время попыток в других странах сделать гармоники с фортепианной клавиатурой (аккордеон-орган, флейтина), на которых играли правой рукой при горизонтальном положении инструмента, левая же рука двигала мех. Это было неудобно и такие инструменты распространения не получили. На елецкой же рояльной играли двумя руками, положение инструмента и рук соответствовало общепринятым. Елецкая рояльная гармонь - это прямой предок современного аккордеона. Она охраняется как наследие UNESCO.

Примерно до 1909 — 1910 года аккорды делались «на прихлопках», а затем стала входить в практику валиковая заемная механика, еще в 70-х годах 19 века она стала трехголосной (на медных планках и таких же голосах) и такой продолжала оставаться до появления крупных моделей начала нашего века.

Елецкая хроматическая гармоника имела все звуки полной хроматической гаммы, и большой выбор готового аккомпанемента. По устройству правой голосовой части она отличалась от елецкой диатонической тем, что полутона (дополнительные клавиши) имели двухголосое звучание (из-за отсутствия места в корпусе для дополнительной планки). Мастера строили инструменты не по камертону. У каждого была гармоника, служившая эталоном для настройки и нередко можно встретить гармоники, настроенные на полтона ниже или выше.